пятница, 20 августа 2010 г.

Теория возникновения коммунизма.

Нашел у себя в пыльных архивах текст собственного сочинения. Несмотря на некоторую расплывчатость терминов и формулировок, он все равно представляется мне достойным внимания публики. Одиннадцать лет, блин, прошло. И тем не менее.


Сначала о предмете теории. Что такое коммунизм? Под этим автор понимает общество, правила жизни в котором можно описать известной формулой - "От каждого по способностям, каждому по потребностям".

Что препятствует созданию такого общества? Сама природа организации человека. С одной стороны - лень (двигатель прогресса), нежелание работать "по способностям", с другой стороны желание жить лучше основной массы общества - потребности растут неограниченно и независимо от уровня благосостояния общества.

Теоретиками и практиками строительства коммунизма было найдено теоретическое решение этой проблемы. Тезисно это решение можно сформулировать как "воспитание нового человека", т.е. такого человека, который будет способен жить по принципам  коммунистического общества. Это не единственное известное решение, но другие (например Сов.власть+электрификация) автор не рассматривает по причине их явной бредовости или по другим причинам.

Попытки воспитать такого "нового человека" предпринимались как в XX веке, так и раньше, в разных формах во многих странах, но не увенчались успехом. Означает ли это, что теоретическое решение проблемы построения коммунизма (воспитание нового человека) не имеет путей практической реализации?

Для ответа на этот вопрос на время отвлечемся от рассуждений о возможности построения коммунизма и попробуем проанализировать всю известную на сегодня историю развития человеческого общества и сделать прогноз на ближайшую перспективу. Сразу оговорюсь, что автор не придерживается деления истории на периоды в зависимости от формы собственности (первобытнообщиннй, рабовладельческий и т.д.), а делит историю человечества на периоды по другому критерию.

Таким критерием, по мнению автора, является точка приложения основных производительных сил общества; ресурс, определяющий силу сообществ людей (государств) в разные периоды истории.

В первом периоде истории (аграрном) таким ресурсом для общества является еда, продовольствие. На производстве продовольствия сосредоточены основные силы человеческих сообществ и их богатство, благосостояние и мощь определяется количеством га посевов, числом голов скота и т.п. Основным производственным классом является класс сельхозпроизводителей. Персонал - рабы, крестьяне, батраки, колхозники т.д.; менеджеры - рабовладельцы, феодалы, фермеры, и т.д.

Во втором периоде истории (индустриальном) основным ресурсом общества являются орудия труда. Мощь государств определяется количеством и мощностью фабрик и заводов для производства орудий труда и их составляющих. Основным производственным классом являются товаропроизводители. Персонал - подмастерья, пролетариат; менеджеры - ремесленники, буржуа.

В третьем периоде истории (технологическом или постиндустриальном) основным ресурсом общества являются технологии. Формирование такого общества мы наблюдаем сейчас в так называемых "развитых странах". Индустриальные мощности по производству материальных благ становятся фактически устройством получения "твердых копий" новых технологий. Мощь сообществ людей определяется суммой технологий, которыми они обладают и способностью к производству новых технологий. Основным производственным классом является техническая интеллигенция. Персонал - инженеры, менеджеры - те же буржуа и управляющие хайтековыми компаниями.

Отметим, что между выделенными тремя периодами не существует четкой временнОй границы и все три ресурса присутствуют на всем протяжении истории.

В аграрном периоде присутствуют индустриальная (ремесленники) и технологическая (математики, астрономы, алхимики) составляющие.

В индустриальном периоде присутствуют аграрная (крестьяне) и технологическая (так называемые "ученые") составляющие.

В технологическом периоде аграрная и индустриальныя составляющие также никуда не делись.

Меняется роль этих составляющих в жизни общества, их "удельный вес". Технологическая составляющая играет ничтожную роль в аграрном периоде и ведущую в технологическом периоде, и наоборот.

Что же вызывает изменение роли ресурса в жизни общества и влечет за собой смену исторического периода? Ответ достаточно банален - повышение производительности труда.

Рабочий, изготовивший для крестьянина трактор с плугом повышает производительность труда
этого крестьянина относительно других, не имеющих такого трактора, на порядки. Инженер, разработавший технологию производства тракторов на заводе-автомате повышает производительность труда нескольких рабочих, обслуживающих такой завод, на порядки по сравнению с тысячами рабочих на обычном заводе.

Теперь попробуем ответить на вопрос, какой ресурс может аналогичным образом повысить производительность труда инженера и, соответственно, вызвать наступление следующего исторического периода. Исходя из предыстории вопроса, нам уже известны некоторые признаки этого ресурса.


  • Этот ресурс (и класс его производителей) существует на всем протяжении человеческой истории, но не играет существенной роли в основной производственной деятельности общества;
  • область применения этого ресурса - повышение производительности труда инженеров при создании новых технологий;
  • массовое применение этого ресурса приведет к увеличению производительности труда по созданию новых технологий на порядки.


Главная работа по созданию технологии происходит в уме у занимающегося заданной проблемой инженера, несмотря на обилие различных технических приспособлений поддержки этого процесса. Что же может вызвать резкое повышение эффективности мозговой деятельности инженера?

По мнению автора, таким ресурсом являются эмоции и классом производителей данного ресурса является так называемая "творческая интеллигенция". Утрированно механизм участия эмоций в производственной деятельности можно описать так - "послушал инженер Баха, вдохновился и наизобретал кучу всяких полезных вещей".

Эмоции и их производители существовали на всем протяжении человеческой истории - поэты, шуты, попы, актеры и т.п. И если ранее существовавшие организации, производившие данный ресурс (например театры) можно сравнить с мастерской ремесленника, то нынешние средства масс-медиа уже больше напоминают первые мануфактуры начала промышленной революции. Впрочем, возможно это по прежнему мастерские ремесленника и настоящие "мануфактуры эмоций" появятся позже - здесь мы вступаем на зыбкую почву предположений.

А когда появятся "фабрики эмоций" и производство эмоций будет поставлено на промышленную основу, то все современные впечатляющие примеры воздействия масс-медиа на общество - избирательные компании, рекламные компании, манипулирование общественным мнением, спортивные зрелища и т.д. покажуться детским лепетом перед лицом этой будущей индустрии эмоций. В этой сфере сосредоточатся основные производственные силы общества. Под действием этой индустрии процесс производства технологий станет чисто технической процедурой, не требующей от общества особых усилий.

Примером может служить нынешнее положение дел с производством еды в "развитых странах". 5 процентов населения, занятого в сфере с/х производства, вооруженные предоставленными им
орудиями труда и технологиями, без особого напряжения обеспечивают все общество едой. Им еще и приплачивают, чтобы не производили слишком много.

Конкретные формы организации индустрии эмоций - это опять же область предположений. Будут ли певцы и телеведущие строем приходить на некую фабрику и оттуда охмурять население, повышая производительность его труда, или эта индустрия будет существовать в виде информационно-эмоциональной сети/поля, охватывающей каждого члена общества, - не суть важно.

Ну а теперь вернемся к вопросу, оставленному без ответа в начале этого рассуждения. При каких условиях возможно воспитание "нового человека", способного жить в условиях коммунистического общества?

По моему мнению это возможно при наступлении четвертого исторического периода - эмоционального. Когда личность человека в эмоциональном и психологическом плане подвергнется воздействию индустрии эмоций не представимой сегодня силы, перевоспитание и "исправление" природы человека станет вполне возможным. Тогда и наступит момент, когда станет возможным и неизбежным существование общества на коммунистических принципах.

Это уже не будет обществом "людей", в привычном нашему пониманию значении этого слова. Это будут существа с другой психической и эмоциональной природой. Автор надеется, что не доживет до этого светлого момента.

Виталий Богомолов (C) 1999

Комментариев нет:

Отправить комментарий